jlm_taurus (jlm_taurus) wrote,
jlm_taurus
jlm_taurus

Category:

Ингвар КОРОТКОВ. Из жизни советского проводника

Вы знаете такую контору, как «Коза Ностра»? Уверен, знаете… Так вот – по сравнению с тем, как всё было устроено на советской железной дороге, козы ностры эти самые – овцы неразумные. Малые, сопливые, неопытные дети, подбирающие и докуривающие «бычки» от работников ж/д транспорта СССР.

«Дюбель стоит рубель…» - была такая поговорка когда-то. На «железке» ВСЁ стоило «рубель». ВСЁ держалось и было выстроено на нём, желтовато-замусоленном. И на купюрах разных других цветов. Чёткая, отлаженная система, практически не дающая сбоев.

Начальник поезда. Кто главный в поездном подвижнОм составе, первый после Бога? Правильно – Бригадир. Штабной вагон, как правило – 9-ый.

Я катался два лета подряд, 79 и 80 год. Отличные были мужики-бригадиры. Ноу проблем. Потому что первое, что они вдалбливали в наши головы: ни с кем и никогда не вступать ни в какие дебаты – ревизии, ОБХСС, санитарный надзор, любая конфликтная ситуация – все вопросы к бригадиру. Он уладит.

И всегда – улаживали. За что 10% от заработанного за рейс – бригадиру. Закон неукоснительный. И никто не жаловался, не жалел и голова не болела.

Зайцы. Основная статья доходов. Поэтому всё зависит от класса вагона, в котором отправляешься в рейс. Купе – тесно, общий – бардак жуткий. Я предпочитал плацкартный – и мест много, и относительно культурно-спокойно.

В так называемый «мягкий» попадали в качестве наказания. Билеты дороже, чем в самолёт, сыровато, вагон пуст – зайцы туда и не совались, дорого больно. Скучно и безденежно, а под диванами ужики иногда «гнёзда вили». Им там было хорошо – тепло, влажно, темно. А вот пассажирам – не очень…

Значица, так: на небольшие расстояния брали по часам: Три часа – трояк, пять – пятёрка. Ну а если «из конца в конец» - стоимость билета, иногда плюс два-три рублика…

Никогда не забуду первый рейс. Девочка из соседнего вагона, бледнея, краснея, зеленея, бегала ко мне ежеминутно: «Оййййй!!! Я зайца взяла! Ой, что будет..!!!». «Ой, а сколько с него брать???. Айййй, и КАК – брать…???!!!».

Следующий рейс – на Николаев. Стоит та девочка, к перилам у ступеней в вагон прислонютая, щурится от солнца и сигаретного дыма. Подходит мужик, спрашивает: «Сколько будет до Николаева доехать?». (Билетов нет, лето…). Презрительно выпятив губу, девица цедит лениво: «Четвертной…». Мужик столбенеет, крутит головой, бормочет: «Ну студенты…Ну борзотаааа…»… И отдаёт деньги. Она берёт – прямо на перроне…
Ревизоры
Практически узаконенная негласно такса: каждый заяц для ревизора стоил РУБЛЬ. Десять человек везёшь – червонец. Двадцать – двадцатку. Разные они очень были, ревизоры.

Вваливается эдакая наглая рожа, грозно рычит: «Так… Сколько зайцев везёшь?». «Двенадцать…». «Да? А может, двадцать пять? Считать пойдём?». «Иди, считай…». «Ладно, гони бабки…». Отдаёшь ему 12 рубликов – и всё, «инцидент исперчен»…

Ненавидел я таких, кто, даже не поздоровавшись, не заходя в служебку, молча протягивал через дверь разверстый лопатник. Всовывал я туда положенное на текущий момент, стараясь как можно сильнее измять купюры.

Попадались совсем забавные: суетливые, опухшие, машущие какими-то замурзанными бумажками и тоненько повизгивающие: «Ну всё… Составляем акт…Взятки в особо крупных…Всё…Суд, тюрьма, срок…».

Таким и платить не надо было: вливаешь стакан, ну иногда рублик сунешь…Пока до конца состава дойдёт – и пьян будет в паровозный дымок, и на похмел насшибает…

Чай. Эй, советские! Ну-ка, ну-ка, скажите мне, любезные – сколько стоил стакан чая вагонного в советские времена? Я с детства помню – 8 копеек и к стакану выдавалась пара кусочков сахара в бумажной обёртке.

Думал я так до того, как попал в проводники. Ага…Оказалось на самом деле – 4 копейки и надо было выдавать 4 кусочка. А все брали 8 и два кусочка на стакан… Пейте на здоровье…

Я никогда не был крохобором и жлобом. Совесть надо хоть какую-то иметь. Были у нас «дельцы» – с 50-грамовой пачкой чая всё лето катались. Всё просто: кидали в заварник мельчайшую щепотку чая, столько же соды, и пожалуйста: ни вкуса, ни запаха, зато чёрный, как смола.

Чай и сахар нам выдавали, но я предпочитал покупать сам – хороший, индийский. Да ещё пару лимонов. Заваривал, как для себя дома, по всем правилам: с переливами туда-сюда, настаивал под полотенчиком. Люди глаза выпучивали от изумления: мы, говорят, такого не пивали…Всё больше бурда какая-то, или бледная водичка… А лимончик не желаете? Да с удовольствием… А сколько с лимончиком? 15 копеечек… Да пожалуйста, хоть 20…

Жадные у нас после каждого чаепития опрометью кидались медяки с людей собирать, я так никогда не делал. Если человек на юг едет – чего ж, я с него буду отдельно за каждый стакан брать? Может, он их шесть выпьет. Или 8…

Говорил, когда мне пытались монетки всунуть – не нужно… Будете выходить – расплатитесь. В служебке на столе оставите. Кто-то оставлял. Кто-то «забывал». Кто-то понятия не имел, сколько чай стоит. В итоге – рублей 15-20 навару чайного за рейс всегда «накапывало». А потому, что не надо жадничать…

Бельё. Кто ездил «тогда» на поездах, непременно помнит бельё постельное в холщовых мешочках, постоянно влажное. Не справлялись прачечные, не успевало высыхать. Это понятно, когда в один конец. А обратно – тоже влажное… «Только что из стирки…» - гордо заявляешь. Какой, на фиг, стирки? Не хватало белья, вот и приходилось… Мастырить…

Объясняю: плацкартный вагон, 54 спальных места. А ещё обратно ехать. 108 получается. Да по пути люди выходят-заходят. А тебе перед отправлением привозят 60 комплектов. 80 – если повезёт.

И развозчик белья, после того, как скинет мешки, ждёт ровно полторы секунды. Сунешь ему рубль – он мигом скидывает тебе ещё мешок и дальше поехал. Всё равно получается – в один конец почти.

Как люди в основном ездили в плацкартном? Застелил бельё, сверху одеялко бросил, натянул сатиновые шальвары, сверху брякнулся – и вся недолга.

А назад люди тоже желают на белье лежать. Вот и выбираешь тщательно, что почище, складываешь аккуратненько, вспрыскиваешь водичкой из бутылочки пластиковой с дырками в пробке («лушка» вроде называлась…).

Выбираешь даму из соратниц с задним достоинством попышнее, мешочки ей под попу – она и сидит на них. «Гладит», значит. Смотришь – рублей 30-40 «нагладила»… А куда деваться было…?

Титан. Важнейшая, я вам доложу, часть вагона… Люди по 2 суток и более едут, им чаю хочется ещё попить, кроме водки.
А титан надо топить. Чтоб горячая вода всегда была. Денно и нощно… Так же перед отправлением подъезжал к вагону на своём каре спецчеловек, развозящий топливо для титана.
Бодро скидывал у тамбура три алюминиевых ящика из-под сахарного песка: два с деревянными чурочками, один – с торфом в брикетах.
Традиционное уже полуторасекундное ожидание. Традиционный уже торопливо протягиваемый ему рубль. И тут же под ноги тебе слетает ещё два ящичка: с торфом и деревяшками.
А пожалеешь рубля – будешь на полустаночках выскакивать да, матерясь, прутики собирать и отщипывать от шпал щепочки для растопки. Если повезёт и шпалы окажутся не бетонными…

Вагон-ресторан.Они были в скорых поездах почти обязательно, в пассажирских – не во всех далеко. Особенно в летнюю пору, когда было много дополнительных поездов из-за «горячего сезона». Проводники были не особо рады наличию ресторана в составе – клиентуру отбивал. Приторговывали-то практически все, особенно горячительными напитками.

Но не сильно, по правде говоря, мешал ресторан маленькому бизнесу по-современному, а по-советски – голимой спекуляции. Ресторан работал с 9 утра до полуночи, с двумя сорокаминутными перерывами. А трубы у некоторых пассажиров «горели» круглосуточно…

Штат вагона-ресторана насчитывал до 10 человек – солидное предприятие на колёсах. Это директор, зав. производством, посудомойка, истопник, пара-тройка официантов. Кто там ещё…? Да, один-два повара, конечно. Ну, и кухонный рабочий какой-нибудь.

Меню было вполне нормальное. Для дороги – достаточное, на мой взгляд. Два первых блюда, четыре или более вторых, закуски холодные до пяти, кондитерка. Десерты там разные. Винно-водочный ассортимент, конечно, куда без этого? Коньяк, портвейн, водка, сухое… Шампанское. Лимонады, минералка. Нормально.

Колёсный ресторан делился на кухню, раздаточную, посудомоечную и сам торговый зал. Двенадцать столов, рассчитанных на сорок восемь посетителей. Пиво, сигареты продавали. Само собой, курить можно было свободно в зале. Салфетки, вазочки с цветочками на столах. Уютно, хорошо…

Всё, что нужно для успешного функционирования во благо пассажиров и работников ресторана, было. Столы для подготовки продуктов к приготовлению, плита, кипятильник, шкафчики для хранения продовольствия, ванны со льдом для скоропортящегося.

Обязательно по составу бродил специальный человек, разнося в судках первое-второе. Не все же ходили в вагон-ресторан, многие предпочитали покушать на своём законном месте. Кроме того, разносили всякие-разные там вафли, печенье, пряники, конфеты, прохладительные напитки… Чем-то своим, помимо официального ассортимента, естественно, подторговывали с небольшой наценочкой.

Очень мы любили ночью, когда ресторан закрыт, наведаться туда. Посидеть с обслугой, выпить-закусить, поговорить. Ресторанщики-то ночью тоже готовили что-то, к новому рабочему дню. Разбегаясь ненадолго по вагонам, когда случалась большая станция и надо было высаживать да запускать пассажиров.

С тем, чтобы вернуться скоро и, прихлёбывая что кому нравится, почти до утра вести неспешные разговоры сквозь синий табачный дым, под вечный перестук колёс…

Бутылки. Ну и как дополнение – про бутылки. Существовали на всех вокзалах такие бригады – пустую тару по составам забирали. Покупали, конечно – по 8 копеек за пол литровую бутылку (12 она тогда стоила…). Чётко, вежливо, культурно всё.

До прибытия составляешь на полке нижней все пузыри ровненько – чтоб считать удобней было. Бутылок же за рейс долгий (мы всё на юга, на юга ездили…) скапливалось сотни полторы, а то и больше. Заходят вежливые люди с мешками, считают, забирают, расплачиваются. Штучек 8-10, не глядя – на «бой» списывают. Спасибо, до свидания. Вот и считайте.

К слову – эти ребята в те времена были из очень обеспеченных, если не сказать сильнее, в Питере. Если сдуру какой чужак совался в их вотчину – моментально исчезал. Или – несчастный случай на дороге: поездом переехало. И это – не городские легенды…

Приёмка-сдача вагона. В рейс – как на праздник. Адреналин, кровь кипит… Принимал вагон я без занудства – ну, одеяла там пересчитаешь, дорогие они были – рублей по 40. Ложки-подстаканники. Фонарь, флажок – всё на месте. Подписал, что надо – гуляй, коллега, отрывайся, а нам – в путь-дорожку…

В основном все так. Хотя попадались и козлы – душу вынали… Лезет, сука такой, на третью полку, платочком проводит – пыль…Или сажа на верхнем срезе окна – вытирай… Это раз было, по неопытности. Потом приноровился посредством магического рубля железнодорожного.

Туалеты мы сами не убирали, не мыли. Для этого были специальные тётеньки. Заходит по прибытии в вагон, улыбается. Выдраивает туалеты. Даёшь ей тот же рубль – через минут 20 вагон у тебя блестит, как сами знаете что и у кого.

Сдашь бельё – и свободен, и ждёт тебя впереди ванная, напитки да отдых культурный с милыми дамами… До следующего рейса…

Сдача белья. вообразите на минуточку, сколько летом прибывает на Витебский или Московский составов, сколько вагонов, проводников. И каждому надо сдать бельё, которого по 5-6 мешков. А его пересчитывают…

Очереди километровые. Это жадные в них стоят пол дня. Хорошие люди (как я почти…)))) складывают аккуратно свои мешочки в сторонке, кучкою.

На мешках обязательно пишется число месяца, номер поезда (рейса), фамилия, номер вагона и личный номер. Сколько у тебя там, пять мешков? Ага…

Пришпиливаешь булавочкой пятёрку к мешку из кучки, пальчиком манишь приёмщицу. Летит мухой. Дланью указываешь ей на приволоченное бельё. Она радостно улыбается: «Здравствуйте, спасибо, бельё у вас принято, вы свободны…». Вот таким вот образом.

Дамы южной направленности Ну, это нечасто, но случалось в моей практике. Перед самым отходом поезда подходит девица симпатичная, улыбается – до Адлера возьмёте? Отчего же, говорю, не взять такую приятную особу… Мне и денег не надо. Вот только ехать придётся со мной, в служебном купе. Не против?

Смеётся – нет, конечно. А деньги мне на югах нужнее будут… И выходил не рейс, а сказка арабская: и чай она разнесёт, и пассажиров посадит-высадит, и в вагончике приберётся, если очень насвинячат. А ты лежишь себе на полочке, счастливый, нетрезвый и полностью довольный. Всем…

Не «Тысяча и одна ночь», конечно, а только одна-две – зато полнейшего, блаженного счастья…)))

Зарплата. Не знаю, как нынче – тогда на два вагона положено было три проводника. По 8 часов, значит, смена. Мы всегда ездили по одному на вагоне – сам себе хозяин, считать-делить ничего не надо, никаких тебе разборок.

Зарплаты выходило рублей 160-180, иногда двести – в зависимости от длительности и количества рейсов. Стыдно вспоминать – мы за ней почти все не ходили.

Со слезами прибегала в депо бухгалтер-кассир, ругалась на нас: «Как же вам не стыдно, придите хоть зарплату получите, мне деньги нельзя в сейфе держать…». Смутившись, шли получать…

Издержки профессии… Честно – кадровые проводники тех лет – очень многие – были перекати-поле, цыгане-бродяги. Ни кола, ни двора. Ни семьи, ни дома. Даже общежите им не нужно было, хоть и предоставляли.

До того привыкли жить в вагонах, мотаться без конца, без края по стране. С рейса на рейс, без продыху. Это называлось ехать «с оборота»… И пили почти все, некоторые – весьма интенсивно. А землю под ногами ощущали только на остановках.

Был у меня дружок тогда, проводник Сашка. Из кадровиков. Сидели как-то ночью, выпивали – рассказал… Закончил некогда пединститут Герцена в Питере. Историк. И мама у него – историк и директор школы была. Так же, как я, катался в студенчестве проводником. И – затянуло…

Он ведь даже за дипломом не пошёл. Так и остался на железке. Но мать была в неведении. Как-то между рейсами встретил его в городе – и остолбенел: вымытый, ухоженный, при костюме-галстуке, с цветами.

Я ему на кабак киваю – Саш, зайдём…? А он мне – строго так: не можно. Я к маме иду в гости с отчётом. Как у меня дела «в школе» идут, всё ли хорошо. Хотя он пять лет уже проводником катается, а мать ни о чём не подозревает. Не хотел он её расстраивать…

Вместо послесловия Такой вот вышел коротенький железнодорожный роман… Это было счастливое время. Для меня – точно. Для многих. Столько приключений. И смешных, и драматичных. Для того, чтобы ВСЁ рассказать о перекатипольной жизни – действительно, роман можно написать.

Денег зарабатывали много, почти все прогуливали. Нисколь не жаль… Были немногие из нас ребята оооочень продуманные: не пили, не курили, всё в мошну. По осени покупали машину, либо квартиру. Умные. Думается, нынче они сплошь банкиры…))))). А мы – жили. Не тужили. Жили на полную катушку, жали на полную железку.

Сколько мест посмотрели, разъезжая по стране. Сколько людей повидали. А встречи нежданные, мистические порой… Может, напишется когда-нибудь и об этом…

А пока сорву-ка я стоп-кран, приторможу. Вас, наверное, утомил, да и сам притомился. Пойду лучше чаю выпью хорошего, без соды…))). А вы – не скучайте и будьте – счастливы. По возможности.

Источник
http://xn--80aaomjbdo5at1bv5e.xn--p1ai/provodnik

1983. Пособие проводнику пассажирских вагонов В.И.Матвеев,Ю.М.Калымулин,Л.Г.Дремин
https://raillook.com/materialy/transport/jeleznodorojniy/vagony-i-vagonnoe-hozyaistvo/1983-posobie-provodniku-passazhirskih-vagonov-v-i-matveev-yu-m-kalymulin-l-g-dremin/

Рефсекция ZB-5
Рефрижераторная секция типа ZB-5 предназначена для перевозки скоропортящихся грузов, которые для сохранения качества требуют поддержания температуры в грузовом помещении от 14 до - 20 °С при колебаниях температуры наружного воздуха от - 50 до 40 °С.
Источник
https://engineering-ru.livejournal.com/432418.html

Линки из поста о Рефсекции ZB-5
"заметки из рефовской жизни моего друга, Женьки Калинчикова (часть этих историй я тоже знаю-видел, но у него их рассказать получается красивее):

http://www.yaplakal.com/forum3/topic293416.html Рефовские байки
http://www.yaplakal.com/forum3/topic293503.html Рефовские байки-2
http://www.yaplakal.com/forum3/topic293658.html Рефовские байки-3
http://www.yaplakal.com/forum7/topic293814.html Рефовские байки-4
http://www.yaplakal.com/forum3/st/0/topic531223.html Рефовские байки-5
http://railway.kanaries.ru/index.php?showtopic=2625&view=findpost&p=147928

http://www.train-photo.ru/forums/index.php?showtopic=286 - подборка воспоминаний рефов."

http://kirillavaev.ru/kultbizekovshina/26-pominki.html - вставка о рефовской жизни, глава "Поминки" в повести "Кульбизековщина" Кирилла Аваева

http://www.proza.ru/2006/01/02-71 - Анатолий Филатов "Нежданная встреча" Рассказ

http://www.rzd.me/inform-block/zhd-slovar/ - железнодорожные сокращения и телеграфные коды

Tags: 80-е, жизненные практики СССР, мемуары; СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments