jlm_taurus (jlm_taurus) wrote,
jlm_taurus
jlm_taurus

Categories:

ОБРАЗ И. В. СТАЛИНА В СОВЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Г. С. Черемин
(М., 1950)

"Всё произведение, по словам его автора, "представляет собою как бы две мачты-антенны,
по которым идет ток сильного напряжения, - это Ленин и Сталин...".

"...Мы видим репродуктор, висящий на стене полуразрушенной крестьянской избы:
он изрешечён пулями, но голос Сталина уверенно и твердо раздаётся над полем схватки."

"Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо.
С чугуном чтоб
и с выделкой стали
о работе стихов,
от Политбюро
чтобы делал
доклады Сталин. "

Цитаты:



"Ленин постоянно спрашивает о Сталине, беседует с ним по телефону, договаривается о встрече. Он советуется со своим ближайшим другом и соратником по самым важным военным и политическим вопросам, горячо одобряет его деятельность. Он говорит товарищу Сталину о "Декларации прав народов России": "Я прочёл Ваш проект декларации прав народов. Отношусь к нему так: эта декларация прав народов является началом уничтожения расового и национального неравенства на земле. Она станет основой будущей конституции советского государства. Нет, нет, всё ясно. И каждому понятно: и киргизу, и кабардинцу, и чувашу - каждому простому человеку она понятна. Этот документ подпишем вместе. Надо как можно скорее разослать по всей стране..." (действие 2-е, картина 10-я). "

Как известно, летом 1919 года деникинские войска, воспользовавшись тем, что Троцкий развалил работу на Южном фронте, овладели всей Украиной и стремительно двинулись к Москве. "Положение Советской республики становилось более, чем серьёзным". [История ВКП(б). Краткий курс. стр. 227.] Тогда ЦК нашей партии направил на Южный фронт товарища Сталина.
О работе Сталина на Южном фронте, о гениальном сталинском плане наступления на Деникина через Харьков - Донбасс - Ростов, о разгроме деникинских войск у Орла и Воронежа, осуществленном под руководством товарища Сталина, рассказывается в упомянутом выше романе Вс. Иванова "Пархоменко", в пьесе А. Н. Толстого "Путь к победе" (1939) и частично в романе К. Федина "Необыкновенное лето" (1948).
В начале пьесы А. Н. Толстого мы видим товарища Сталина в Кремле, беседующего с Лениным о международном и военном положении Советской республики (действие 2-е, картина 3-я). Товарищ Сталин сообщает Ленину о предательской тактике Троцкого и излагает свой план наступления на Деникина. Ленин полностью соглашается с этим планом.

После смерти В. И. Ленина взоры всей нашей партии и всего советского народа обратились к его лучшему ученику и соратнику - к товарищу Сталину. Знаменитая сталинская клятва над гробом Ленина 26 января 1924 года и последующее выполнение этой клятвы нашли широчайшее отражение в советской художественной литературе, главным образом в лирических и лирико-эпических произведениях советских поэтов и в народном творчестве. Идеей всех этих произведений является преемственность дела Ленина - то, что "в Сталине Ленин бессмертный живёт", как замечательно выразил это Джамбул. Сталин - это тот человек, "чья мысль с начала до конца есть ленинская мысль, товарищ" - по мудрому слову дагестанского ашуга Сулеймана Стальского. Во всех этих произведениях говорится о том, как выполнил вождь народов свою великую клятву, о том, как неуклонно он вёл и ведёт страну по пути, указанному Лениным.
Нет ни одного сколько-нибудь значительного советского поэта, который не коснулся бы этой важнейшей темы. Из произведений, получивших всенародное признание, можно назвать "Песню о выполненной клятве" Джамбула и ряд других песен его и Сулеймана Стальского о Ленине и Сталине, стихотворение В. Лебедева-Кумача "Великий образ", пользующуюся широкой известностью украинскую народную песню "Два Сокола" в переводе М. Исаковского.
Мысли народа превосходно выражены в русском сказе, записанном от народной сказительницы Т. А. Долгушиной (Кировская область):
...Сталин Ленину да кровный брат
По работе, по размаху по орлиному,
По полету, по простору соколиному.
Мы идем со Сталиным, как с Лениным,
Говорим со Сталиным, как с Лениным,
Знает все он наши думки думушки,
Всю он жизнь о нас заботится.

В одном из своих замечательных патриотических стихотворении - "Домой!" - В. В. Маяковский, выражая желание, чтобы советская поэзия была поднята на высоту важнейшего государственного дела, обратился к образу Сталина, как руководителе индустриализации страны:
Я хочу,
чтоб к штыку
приравняли перо.
С чугуном чтоб
и с выделкой стали
о работе стихов,
от Политбюро
чтобы делал
доклады Сталин.

Иными художественными средствами показано руководство товарища Сталина колхозным движением в произведении М. Шолохова "Поднятая целина". Здесь на конкретных примерах освещена та огромная роль, которую сыграла знаменитая статья товарища Сталина "Головокружение от успехов". Автор с большой яркостью описывает, как читали газету, в которой была напечатана сталинская статья: "...Никогда за время существования Гремячего Лога газета не собирала вокруг себя такого множества слушателей, как в этот день. Читали, собираясь группами, в куренях, на проулках, по забазьям, на приклетках амбаров... Один читал вслух, остальные слушали, боясь проронить слово, всячески соблюдая тишину" (гл. 28-я).
Шолохов в образной, художественной форме показывает величайшую силу сталинского слова, его влияние на народ, крайнюю своевременность и чрезвычайную действенность этого выступления товарища Сталина. М. И. Калинин указывал, что статья "Головокружение от успехов" "нанесла сокрушительный удар по врагам, надеявшимся использовать перегибы, чтобы возбудить крестьянство против Советской власти". [М. И. Калинин. К шестидесятилетию со дня рождения товарища Сталина, стр. 72.] Крах таких надежд превосходно обрисован в "Поднятой целине". Группа казаков, сагитированная вначале белогвардейцем Половцевым, ознакомившись со статьей Сталина, отказывается от выступления против советской власти: "...порешили мы все через эту статью в газете "Правде" не восставать", - заявляет один из "стариков" взбешенному Половцеву. Битой оказалась и ставка белогвардейского охвостья на иностранную интервенцию. Шолохов очень тонко показывает, как в людях, чуть было не поддавшихся врагу, просыпается патриотическое чувство под влиянием статьи товарища Сталина.

"На всех фронтах, - пишет П. Павленко, - среди солдат ходили легенды о приезде Сталина, и чем труднее был участок фронта, тем непоколебимее верили люди в его присутствие".
Одна из таких легенд и приводится в романе "Счастье". Это рассказ демобилизованного сержанта Городцова о том, как солдаты видели Сталина ночью на передовых позициях во время боев за Сталинград: "Прошёл он маленько вперёд и остановился у пулемета. Стоит и на город глядит, и руку к глазам приставил...". И когда немцы начали обстрел того места, где, как ему показалось, стоял Сталин, Городцов бросился в атаку, а за ним поднялись остальные. "...А как мы немца в штосс взяли, как задрожала земля сталинградская, он ушанку снял, махнул ею нам и тихонько пошел вниз, к берегу. Ну, тут мы, солдаты, и договорились, чтоб не сходить с места. Если уж он сам рискует, так это знаете... С того и пошло! Уверяю! Своими глазами пережил. Да и не я один, многие видели.
- Верю, - сказал Воропаев. - Верю и завидую".

Подобные рассказы можно лишь условно именовать легендами, ибо они, по существу, глубоко реалистичны. Ведь Сталин так же бесстрашен в бою, как и Ленин, и так же самоотверженно любит советский народ, как любил его Ленин. Поэтому нет ничего невероятного ни в его появлении на самом опасном участке фронта, ни в том, что он посылает близкого человека на труднейший подвиг ради советского народа."

"В произведениях советской художественной литературы отображена гениальная прозорливость Сталина, присущая ему, как и Ленину. Это мы видели в упоминавшихся здесь произведениях, освещающих дооктябрьский период деятельности Сталина и руководство им - вместе с Лениным - партией и народом в Октябрьские дни. Это отражено также и у А. Н. Толстого, и у Вс. Иванова, и у П. Павленко, и у Н. Вирты, и у М. Шолохова.
Силу сталинского предвидения, проявляющуюся постоянно и во всём, очень выразительно показывает А. Н. Толстой в повести "Хлеб", в частности там, где говорится об осмотре Сталиным и Ворошиловым позиций вблизи Царицына. Наблюдая в степи за полётом коршуна, Сталин говорит своему спутнику: " - Когда-нибудь научимся строить такие самолеты... Совершенный полёт, совершенное владение силами. А люди могут летать лучше, если освободить их силы... Мы будем летать лучше".
Советские писатели, воссоздавая образ Сталина, отображают свойственное ему величайшее новаторство во всём, его решимость ломать старые традиции, нормы, установки, когда они мешают продвижению вперед. Гениальное новаторство Сталина в области военного искусства изображено А. Н. Толстым, Вс. Ивановым, Н Виртой. Превосходно обрисовывает сталинское новаторство в науке и практике П. Павленко в романе "Счастье" и в киноповести "Падение Берлина". Старик-садовник утверждает, что южное деревце якобы не может расти на севере, и ссылается на авторитет иностранного учёного, давшего деревцу соответственное название. Сталин возражает садовнику: "...какой-то голландец назвал, а я верить обязан... Наука - это то, что люди хотят и могут сделать, а не то, что им навязывают устаревшие учебники, устаревшие "люди науки" ("Падение Берлина").
Товарищ Сталин мудр и нетороплив при решении сложных вопросов, как Ленин, и так же свободен от всякой паники, как был свободен Ленин. Это очень ярко отражено в рассмотренных выше произведениях: "Хлеб", "Путь к победе", "Пархоменко", "Клятва", "Сталинградская битва", "Падение Берлина".

Вс. Иванов показывает характерную черту Сталина: всегда смотреть правде в глаза, какой бы грозной она ни была, и не скрывать от народа действительного положения вещей. С "беспощадным спокойствием" (по выражению автора романа) Сталин обрисовывает перед Пархоменко труднейшие условия, в которых находилась тогда Советская республика. Позднее он спрашивает у Пархоменко, решится ли тот рассказать украинским бойцам, пробивающимся из Донбасса к Царицыну, о страшной опасности и как воспримут они эту грозную правду, - ведь дело идёт о доверии народа к нашей большевистской партии.

Нам радость жизни создал Сталин
И воплотил ее в 3акон, -
писал Демьян Бедный. В чрезвычайно яркой, образной форме сказал о Сталинской Конституции Сулейман Стальский:
Закон - величье наших дней,
С ним весны ярче, песнь стройней,
С ним слава Родины моей
За мир стоит в дозоре.
И далее ашуг обращается к вождю народов:
Твой зоркий взгляд, твой путь побед
Певцами всей земли воспет.
И лучших песен в мире нет,
Чем те, где ты воспет, великий.
Большое количество произведений, посвящённых Сталину, написано советскими поэтами в связи с выборами в Верховный Совет СССР 12 декабря 1937 года, когда первым депутатом был избран товарищ Сталин. В 1939 году советский народ отметил 60-летие своего великого вождя, учителя и друга. Эта историческая дата была ознаменована появлением новых стихов и поэм о Сталине.

В произведениях художественной литературы отражено и непосредственное руководство товарища Сталина боевыми операциями во время Великой Отечественной войны, воссоздан образ гениального полководца. К таким произведениям относятся: литературный сценарий "Сталинградская битва" (1947) Н. Вирты, "Падение Берлина" П. Павленко.
В киноповести "Падение Берлина" в одном из эпизодов показана организация Сталиным обороны Москвы. В кабинете Сталина идёт совещание. "Авантюрная стратегия Гитлера рассчитывает только на панику и растерянность. Сохранить спокойствие - это значит сорвать все их планы..." - говорит Сталин. Писатель подчеркивает спокойную деловитость вождя в труднейший момент Великой Отечественной вечны.
В первом из указанных выше произведений мы видим великого вождя за разработкой и осуществлением сталинградской операции, беспримерной в истории военного искусства. Писатель удачно показал сочетание в сталинском военном гении чрезвычайной смелости стратегических планов с тщательнейшей продуманностью и точнейшим расчётом в их осуществлении. В сценарии показано, как возникает у Сталина идея фланговых ударов, как детально она потом разрабатывается и с какой осмотрительностью претворяется в жизнь. Великий полководец изображён в обстановке повседневной работы, в окружении осуществляющих его стратегические замыслы талантливых командиров сталинской школы. Автор сценария подчёркивает величайшее новаторство товарища Сталина в области военного искусства.

"...Воропаеву показалось, что с того времени, как он видел Сталина в 1941 году, Сталин не постарел, но изменился: "Лицо его, всё то же - знакомое до мельчайшей складки, приобрело новые черты, черты торжественности, и Воропаев обрадовался, приметив их". И далее следует замечательнейшее объяснение этого: "Лицо Сталина не могло не измениться и не стать несколько иным, потому что народ глядел в него, как в зеркало, и видел в нем себя, а народ изменился в сторону еще большей величавости".

" В народных песнях Сталин чаще всего сравнивается с солнцем как источником жизни и света для всей земли. Узбекская песня называет его солнцем, "что отражается в мильонах людских сердец". Украинская песня сравнивает его с "ясным месяцем", киргизский народный певец Тимеркул Уметалиев - с утренней звездой. Художественные образы такого рода призваны выразить то, что Сталин несет радость и счастье всем народам, всему человечеству.
Другие образы подчеркивают его бесстрашие, отвагу, беспощадность к врагу. В каракалпакской песне Сталин сравнивается с отточенным мечом, в грузинской - со смелым барсом. В творчестве кавказских народов Сталин особенно часто именуется горным орлом (он и сам называл так Ленина), в русских, украинских и белорусских песнях - соколом.
Певцы различных народов отмечают одни и те же черты образа Сталина, но выражают их по-разному, соответственно своим национальным особенностям, бытовым и природным условиям, окружающему пейзажу. Так, все песни говорят о кристальной чистоте сталинского образа, но бурят-монгольский певец X. Намсараев сравнивает его со светлыми водами Байкала, а белорусские поэты - с прозрачной криницей.
Различными художественными средствами выражена в народном творчестве многогранность сталинского гения, могучая сила сталинской мысли, великая любовь Сталина к советскому народу. Азербайджанский народный певец и Джамбул сравнивают его с океаном. В украинской песне поется:
В небе столько звёздочек
Нету в синеве,
Сколько дум у Сталина
В светлой голове.
Сердце его, - говорится в абхазской песне, -
как бездонное море
Неиссякаемых чувств и забот.
Все народы связывают имя Сталина с самым дорогим и прекрасным для них, со всем, что составляет основу их существования. Трудящиеся Киргизии, в засушливых районах которой влага приобретает особую ценность, именуют Сталина "родником нашей жизни". В далёкой тундре, где редко показывается солнце, народ саами создал трогательную легенду о том, как Сталин отобрал у богатеев похищенное ими солнце и приказал ему. "Делай счастье людям тундры".
Народный певец Узбекистана, природа которого особенно прекрасна весной, обращается к Сталину: "Ты - цвет весны моей".
Очень часто народные певцы жалуются на то, что им нехватает слов, чтобы воспеть Сталина, что им недостаёт художественных средств, чтобы воспроизвести черты великого образа. "Трудней всего нам образ начертать его", - говорит Сулейман Стальский. И это понятно: перед народными певцами, как и перед поэтами, писателями, драматургами, пытающимися нарисовать образ Сталина, стоит грандиозная и труднейшая задача. Но советский народ требует от них ее разрешения. И художники слова неустанно работают над тем, чтобы коллективными усилиями воссоздать образ Великого Сталина.
В декабре 1949 года народы нашей страны и всё передовое человечество отметили 70-летие со дня рождения своего вождя и учителя, гениального продолжателя дела Ленина. Эта великая дата ознаменовалась появлением множества новых художественных произведений, посвящённых товарищу Сталину. Среди них - стихотворения М. Исаковского, А. Суркова, А. Софронова, М. Рыльского, Якуба Коласа, Г. Леонидзе и других поэтов, статьи и очерки М. Шолохова, Л. Леонова, К. Федина, Ф. Гладкова, Б. Полевого, Л. Упита, О. Гончара и других писателей, произведения народных певцов и сказителей различных национальностей Советского Союза. Чувства, которыми проникнуты все эти произведения, прекрасно выражены в задушевных строках "Слова советских писателей к товарищу Сталину", прочитанного на торжественном заседании в Большом театре 21 декабря 1949 года поэтом А. Твардовским:
...Великий вождь, любимый наш отец,
Нет, не слова обращены к Вам эти,
А та любовь простых людских сердец,
Которой не сравнить ни с чем на свете...

Тираж - 225 000 экз.
Типография газеты "Правда" имени Сталина.
Москва, улица "Правды", 21
Цена 60 коп.
Источник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments