jlm_taurus (jlm_taurus) wrote,
jlm_taurus
jlm_taurus

Categories:

ДОКУМЕНТЫ: БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ 1967

ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ЗАВЕДУЮЩЕГО ОТДЕЛОМ СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА МИД СССР А.Д. ЩИБОРИНА С ВРЕМЕННЫМ ПОВЕРЕННЫМ В ДЕЛАХ ИЗРАИЛЯ В СССР Л. БАРТОВОМ
19 января 1967 г.
Принял Бартова по его просьбе.
Бартов сообщил, что имеет поручение от своего правительства сделать следующее заявление.
«За последние две недели со стороны Сирии участились акты агрессии против Израиля.
10 января с.г. сирийцы со своих позиций открыли пулеметный огонь в направлении израильских населенных пунктов Ашмури, Тель-Кацира и Нотеры.
11 января сирийцы возобновили перестрелку в районе Нотеры, использовав при этом свои танки. Двое израильтян было ранено и повреждено два трактора. Вступившие в перестрелку израильские танки уничтожили один сирийский танк.
13 января две мины взорвались на израильской территории.
14 января были обнаружены три мины, подложенные под водокачку в поселке Дишон.
В тот же день, 14 января, взорвались две мины на стадионе Дишона, в результате чего один израильтянин был убит и двое ранено. При этом на стадионе была обнаружена еще одна мина.
Во второй половине дня 14 января был открыт огонь по израильскому катеру на озере Кинерет (Тивериадское озеро).
15 января сирийцы со своих позиций в Нукейба вновь обстреляли израильский катер на озере Кинерет.
В ночь на 16 января сирийцы подорвали водопровод в окрестностях Адамит. При этом было повреждено также шоссе.16 января обнаружены три мины возле Тель-Кацира.

Сирийцы намеревались причинить больше людских потерь, чем это им удалось, но то, что они уже сделали, очень трагично и нетерпимо. Продолжение такой агрессивной политики заставит Израиль действовать в целях своей самообороны и в соответствии с международным правом и обязанностями перед своим народом.
Мы надеемся, что Сирия и те, кто в состоянии оказать на нее влияние, примут все меры для прекращения враждебных действий против Израиля, которые чреваты серьезными последствиями.
Со своей стороны Израиль старается уменьшить и локализовать то напряжение, которое создалось в результате сирийской агрессии. Преступные диверсии и особенно жестокие действия по минированию стадиона в Дишоне весьма осложняют положение.
Израиль просит миролюбивые государства понять его сдержанность в прошлом. Однако продолжение агрессии со стороны Сирии заставит его принять соответствующие меры, т.к. Сирия не желает понять всей опасности тех действий, за которые она несет полную ответственность».

Сделав это заявление, Бартов показал на принесенной им карте те населенные пункты, в которых, по его словам, сирийцы совершили агрессивные акты против Израиля и его жителей.
Выслушав заявление Бартова, я с удовлетворением обратил внимание на то место в нем, где говорится о желании Израиля уменьшить и локализовать создавшуюся напряженную обстановку. Вместе с тем добавил, что нельзя не обратить внимания на то, что правительство Израиля пытается обвинять во всем, что происходит, только Сирию. Ряд инцидентов из числа перечисленных в заявлении произошел в местах совершенно далеких от сирийской границы, и тем не менее ответственность за них правительство Израиля хочет возложить только на Сирию. Невольно напрашивается мысль об определенной тенденциозности в оценке происходящих событий и о связи их с той политикой постоянного нажима, заговоров и угроз, которую пытаются осуществлять в отношении Сирии империалистические державы и их нефтяные монополии.

Бартов попытался отрицать какую-либо причастность Израиля к империалистическим планам из Ближнем Востоке. Он сказал, что Израиль располагает достоверными данными о причастности Сирии ко всем перечисленным актам диверсии. Израильское правительство надеется, продолжал далее Бартов, что Советский Союз использует все свое влияние, чтобы побудить Сирию прекратить агрессию против Израиля.
Ответил, что Советский Союз, как известно, постоянно выступает за обеспечение мира и безопасности во всем мире, в том числе и в районе Ближнего Востока, который находится в непосредственной близости от его южных границ, эта позиция хорошо известна всем ближневосточным странам. Однако прежде всего сами руководители Израиля, Сирии и других арабских стран должны проявить максимум стремления к ликвидации существующей между их странами напряженностьи. Мы надеемся, что здравый смысл и должная выдержка со стороны правительств этих стран одержат верх.
Заканчивая беседу, сказал Бартову, что о содержании сделанного им заявления я доведу до сведения руководства МИД СССР.
На беседе присутствовал 1 секретарь СЕВ Чурлин А.В.
Заведующий отделом стран Ближнего Востока А. Щиборин (АВП РФ. Ф. 089. Оп. 20. П. 32. Д. 3. Л. 3-5.)

ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР ПРИ ООН Н.Т. ФЕДОРЕНКО С ПОСТОЯННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ОАР ПРИ ООН АЛЬ-КУНИ 17 мая 1967 г. Секретно
Принял аль-Куни по его просьбе.
Аль-Куни сообщил о том, что 16 мая с.г. начальник генштаба вооруженных сил ОАР Фавзи предложил командующему Чрезвычайными вооруженными силами ООН на Ближнем Востоке генералу Рикхи отвести войска ООН с занимаемых ими постов на линии перемирия между Египтом и Израилем, в районе Газы, а также на Синайском полуострове.
Одновременно, сказал аль-Куни, Фавзи отдал приказ о приведении всех вооруженных сил ОАР в боевую готовность для немедленных военных действий против Израиля на случай, если Израиль совершит нападение на какую-либо из арабских стран. При этом аль-Куни специально отметил, что в приказе по вооруженным силам ОАР предусматривается возможное нападение Израиля не только на Сирию, но также и на другие арабские страны — Иорданию или Ливан.
В настоящее время, продолжал аль-Куни, в соответствии с упомянутым приказом, производится сосредоточение вооруженных сил ОАР в районе восточной границы страны на Синайском полуострове.
Ввиду возможного возникновения военных действий между ОАР и Израилем в этом секторе, войскам ООН, находящимся на постах в районе Газы и на Синайском полуострове, предложено в интересах обеспечения их безопасности отойти с занимаемых ими позиций.
По словам аль-Куни, командующий войсками ООН на Ближнем Востоке Рикхи ответил генералу Фавзи, что он может подчиняться только указаниям Генерального Секретаря ООН и не вправе действовать по указаниям властей ОАР. Поэтому Рикхи обещал довести до сведения У Тана требование командования ОАР.

Аль-Куни пояснил, что в настоящее время он не может уточнить, ставится ли его правительством вопрос о полном выводе войск ООН с территории ОАР или только о отводе их с пограничных постов с тем, чтобы они могли оставаться в ОАР в казармах. У него нет
также информации о том, намерено ли его правительство в связи с этим формально обратиться к Генеральному Секретарю ООН с требованием об отводе войск.
Аль-Куни имел беседу по этому вопросу с Генсекретарем ООН и его заместителем Р. Банчем. Оба они указали на необходимость официального обращения правительства ОАР к Генсекретарю ООН, если у ОАР действительно имеется намерение поставить вопрос о выводе Чрезвычайных вооруженных сил ООН. При этом Банч указал, что если войска ООН должны будут отойти со своих постов на линии перемирия между ОАР и Израилем, то само пребывание этих войск на территории ОАР по существу станет лишенным смысла.

В то же время Банч подчеркивал, что поскольку Чрезвычайные войска ООН были направлены на Ближний Восток по решению Генеральной Ассамблеи ООН, то о требовании ОАР необходимо будет информировать Генеральную Ассамблею.
В ответ на эти замечания аль-Куни, по его словам, подчеркнул три основных положения, которые правительство ОАР считает принципиальными в данном вопросе: 1) поскольку основой для пребывания войск ООН на территории ОАР является согласие на это со стороны правительства ОАР, подтвержденное в соглашении между президентом ОАР и Генеральным Секретарем ООН, то ОАР имеет полное право в любой момент отозвать это согласие и потребовать вывода войск ООН тогда, когда сочтет это нужным; 2) при выдвижении правительством ОАР такого требования Генеральный Секретарь ООН не имеет иного выбора, кроме принятия решения о немедленном выводе вооруженных сил Организации Объединенных Наций; 3) при этом Генеральный Секретарь может информировать Генеральную Ассамблею ООН, однако приказ о выводе войск ООН должен быть отдан им еще до того, как он информирует об этом Генеральную Ассамблею, и независимо от его информации Генеральной Ассамблее.
У Тан и Банч, по словам аль-Куни, в принципе согласились с этими положениями.
В отношении общего развития событий на Ближнем Востоке аль-Куни заявил У Тану и Банчу, что по, мнению правительства ОАР, в этом районе создается весьма серьезное положение в связи с угрозами Израиля против Сирии и концентрацией израильских войск на сирийской границе. Аль-Куни сказал, что он подтвердил в беседе с У Таном и Банчем твердое намерение ОАР участвовать в защите Сирии против Израиля, ввиду чего ОАР и концентрирует свои войска на Синайском полуострове в районе границы с Израилем.
В ответ на это Банч пытался утверждать, ссылаясь на доклад начальника штаба Органа ООН по наблюдению за перемирием в Палестине генерала Булла, что Израиль не концентрирует своих войск вблизи сирийской границы, а также заверял аль-Куни, что Израиль не предпримет против Сирии наступательных действий.

Рассказав нам о своей беседе с У Таном и Банчем, аль-Куни добавил, что в информации, полученной им из Каира, подтверждается факт концентрации израильских войск вблизи границы с Сирией. Аль-Куни сказал также, что, по его мнению, в данной обстановке нет оснований для созыва Совета Безопасности.
На беседе присутствовали советник А.Н. Шевченко и 1-й секретарь В.Д. Олеандров.
Постоянный представитель СССР при ООН Н. Федоренко (АВП РФ. Ф. 087. Оп. 30. П. 89. Д. 6. Л. 130-132.)

ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ПОСЛА СССР В ОАР Д.П. ПОЖИДАЕВА С ПЕРВЫМ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТОМ ОАР МАРШАЛОМ А. АМЕРОМ 19 мая 1967 г. Секретно
19 мая с.г. был приглашен маршалом Амером к нему домой.
В начале беседы Амер сказал, что он хочет информировать о последних событиях в связи с решением ОАР занять передовые позиции на границах с Израилем вместо Чрезвычайных войск ООН, а также обратиться с некоторыми просьбами в дополнение к тем, которые ранее были высказаны военным министром Бадраном.

Амер рассказал, в частности, что западные круги в ООН оказывают давление на У Тана с тем, чтобы он отклонил требование правительства ОАР о выводе Чрезвычайных войск ООН из Синая и Газы. Против эвакуации этих войск выступает также заместитель генерального секретаря по делам Ближнего Востока Банч.
Что же касается У Тана, то он считает необходимым удовлетворить суверенное право ОАР, хотя не одобряет эвакуацию войск ООН из этого района.

По полученным в Каире сведениям, американцы хотели организовать совместное заявление США, Англии и Франции против вывода войск ООН, защищая тем самым Израиль. Однако представитель Франции отказался участвовать в такой акции.
Правительство ОАР, подчеркнул Амер, в письме У Тану разъяснило, что район, в котором дислоцируются Чрезвычайные войска ООН, является частью египетской территории и поэтому законное требование ОАР об эвакуации этих войск не может быть предметом дискуссий. ОАР, заявил Амер, не желает больше, чтобы на ее территории находились иностранные войска, если же Израиль хочет, чтобы они оставались, то пусть для этой цели предоставит свою территорию.
Сославшись на то, что уход Чрезвычайных войск ООН из Синая и Газы коренным образом изменит обстановку на оаровско-израильских границах, спросил маршала, как он оценивает новую ситуацию в этом районе.

Амер отметил, что предпринятые в последние дни шаги правительства ОАР имеют военно-политические цели. Прежде всего, пояснил он, Израиль, оказавшись на южных границах лицом к лицу с вооруженными силами ОАР, не сможет впредь сосредоточивать войска у сирийской границы. Израильтяне не рискнут также начать крупные военные действия против Сирии, ибо в таком случае египетские войсковые соединения, занявшие исходные позиции у самой границы, немедленно выступят в соответствии с соглашением о совместной обороне с Сирией.

Кроме того, сказал далее Амер, сам факт пребывания Чрезвычайных войск ООН на территории ОАР длительное время использовался королями Хусейном, Фейсалом и другими реакционными арабскими кругами для компрометации внешней политики ОАР. Они утверждали, например, что все патриотические заявления Насера о помощи Сирии и палестинцам являются пустыми, поскольку, мол, египетская армия нейтрализована Чрезвычайными войсками ООН. Теперь, заметил Амер, арабская реакция будет лишена этого козыря в ее враждебной пропаганде против ОАР. Более того, реакция, чтобы не разоблачить себя в глазах арабов, вынуждена публично заявить о поддержке нынешних шагов правительства ОАР в этом вопросе.
Амер подчеркнул далее, что своими действиями ОАР стремится расстроить планы империалистов во главе с США, пытающихся с помощью Израиля и Иордании зажать в кольцо Сирийскую Республику и задушить прогрессивный режим в этой стране. Маршал заявил, что империалисты США и Англии направили главный удар против ОАР и Сирии. Они пытаются путем экономического нажима, шантажа, террора и заговоров ликвидировать оба прогрессивных режима на Ближнем Востоке.
По мнению Амера, Израиль не способен в одиночестве угрожать Сирии и осложнять обстановку в этом районе. Главным фактором экстремистского поведения Израиля маршал считает одобрительную позицию США.
Руководители ОАР, по словам Амера, как правило, воздерживаются от воинственных высказываний в адрес Израиля. Однако он, Амер, вчера вынужден был сделать специальное заявление для печати в ответ на «агрессивные заявления» Эшкола и других руководящих деятелей Израиля.

Резюмируя сказанное об обстановке на арабо-израильских границах, Амер сказал, что, хотя сейчас и трудно предсказать возможные последствия, ОАР при всех условиях хочет быть готовой ко всяким неожиданностям вплоть до крупного вооруженного столкновения.В ходе беседы Амер просил сообщить в Москву, что правительство ОАР было бы признательно Советскому правительству, если оно изыскало [бы] возможность ускорить поставку истребителей типа «МИГ-21 пфм 80». Он сказал, что в соответствии с спецсоглашением около 40 таких самолетов должны быть поставлены в начале 1968 года. Правительство ОАР просит завершить эту поставку до конца 1967 года. В целях скорейшего введения в строй этих самолетов Амер просил направить одновременно и специалистов по их сборке на месте, а также инструкторов для подготовки египетских летчиков, летающих на таких истребителях.
По словам Амера, эта просьба вызвана тем, что за последнее время Сирия потеряла ряд самолетов во время воздушных инцидентов с Израилем и, кроме того, в ОАР также несколько самолетов потерпели катастрофу на тренировках. Маршал отметил также, что ОАР по-прежнему вынуждена нести большие материальные затраты в Йемене, хотя одной из целей нынешних шагов правительства ОАР является желание показать, что Йемен не будет препятствием в оказании решительной поддержки Сирии.

Далее Амер сетовал на то, что для переброски войсковых соединений в условиях пустыни у них имеются большие недостатки, как это подтвердила на днях перевозка пехотных частей на Синае. В связи с этим маршал просит Советское правительство выделить дополнительно 100—150 легких гусеничных бронетранспортеров. Амер заметил, что Израиль получил большое количество подобных машин из США и Франции.
Во время беседы Амер, как бы полушутя, заметил, что он был очень обижен в дни его пребывания в Москве, о чем откровенно рассказал перед отъездом заместителю министра иностранных дел СССР B.C. Семенову.
Сказал Амеру, что мне очень трудно поверить этому, так как знаю, что маршала высоко ценят и уважают в Советском Союзе.
На это Амер отметил, что вообще слово «обида» не к месту здесь сказано, но он все же вначале был «несколько разочарован» результатом своей поездки в СССР. Амер подчеркнул, однако, что позже это его разочарование исчезло, потому что дела с выполнением его просьб пошли хорошо. Теперь, по словам Амера, он надеется, что настроение у него еще больше поднимется, поскольку рассчитывает на положительный ответ Советского правительства на новую свою просьбу.
Сказал собеседнику, что содержание нашей беседы и, в частности, изложенные им просьбы сообщу в Москву.
В ходе беседы поинтересовался визитами Махуса в Каир и генерала Фавзи в Дамаск.

Амер рассказал, что оба эти визита имели примерно одинаковые цели. Начальник генштаба ВС ОАР генерал Фавзи совершил поездку в Дамаск, чтобы информировать правительство Сирии о политических, военных и других практических акциях, которые ОАР решило предпринять в соответствии с соглашением о совместной обороне. Сирийские руководители, сказал Амер, положительно отнеслись к соображениям правительства ОАР по этим вопросам.
Несколько позже, сказал далее Амер, в Каир с однодневным визитом прибыл министр иностранных дел Сирии Махус, который рассказал о политическом положении в стране, об обстановке на сирийско-израильских границах, а также информировал руководителей ОАР о возможных шагах сирийского правительства в случае дальнейшего обострения обстановки. Махус в Каире вновь получил заверения в том, что ОАР занимает решительную позицию и готова в любое время выступить в защиту Сирии.
Коснувшись вновь вопросов о взаимных поставках товаров, согласно протоколу, подписанному во время его визита в СССР, Амер высказал удовлетворение выполнением советской стороной своих обязательств.
Воспользовался случаем и сказал Амеру, что, по нашим сведениям, египетская сторона также удовлетворительно осуществляет поставки в СССР целого ряда товаров. Заметил, однако, что поставки хлопка выполняются весьма медленно, что создает большие трудности в работе ряда советских предприятий, перерабатывающих хлопок. Напомнил, что из предусмотренных соглашением 112 тыс. тонн хлопка поставлено только 46 тыс. тонн.
Амер сказал, что он понимает плановое ведение хозяйства в Советском Союзе и что подобная задержка в доставке сырья нарушает нормальное функционирование соответствующих предприятий. Он добавил, что недостаточно знаком с этим вопросом, хотя знает, что из-за неурожая у них имеются трудности с экспортом хлопка. Тем не менее маршал обещал изучить этот вопрос и при возможности оказать содействие в увеличении поставок хлопка в Советский Союз. Он сказал, что о результатах он сообщит нам в ближайшие дни.

В ходе беседы передал приглашение министра обороны СССР маршала Советского Союза А.А. Гречко военному министру ОАР Ш. Бадрану посетить вместе с супругой Советский Союз для отдыха и лечения.
Сообщил также, что аналогичное приглашение направил маршал Захаров генералу Фавзи с супругой на отдых и лечение в 1967 году.
Амер поблагодарил за эти приглашения и сказал, что военный министр ОАР и начальник генштаба армии, видимо, смогут воспользоваться ими в течение 1967 года.
На беседе присутствовал второй секретарь Посольства т. Аракелян СБ.
Посол СССР в ОАР Д. Пожидаев (АВП РФ. Ф. 087. Оп. 30. П. 89. Д. 6. Л. 140-145.)

ТЕЛЕГРАММА МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР ПОСТОЯННОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ СССР ПРИ ООН 21 мая 1967 г. Сов. секретно Вне очереди
В связи с намечаемым заседанием Совета Безопасности по вопросу о положении на Ближнем Востоке руководствуйтесь следующим.
1. Вам необходимо установить тесный контакт с делегациями ОАР и Сирии и согласовывать с ними все свои действия. Если представители ОАР и Сирии будут по-прежнему возражать против рассмотрения вопроса о положении на Ближнем Востоке в Совете Безопасности, Вам следует поддержать их, используя мотивы, которые будут ими выдвинуты в обоснование такой позиции. При этом Вам следует делать упор на то, что Израиль и те, кто стоит за его спиной, должны прекратить провокационно-агрессивные действия против арабских государств.
Разумеется, если ОАР и Сирия согласятся на рассмотрение этого вопроса в Совете Безопасности, то Вам не следует возражать против созыва Совета Безопасности.
2. При обсуждении вопроса о положении на Ближнем Востоке по существу Вам следует руководствоваться заявлением Советского правительства от 23 мая. При этом следует решительно осудить провокационно-агрессивную позицию Израиля и тех, кто его поддерживает, и выступить в защиту обоснованных и правомерных действий ОАР, Сирии и других арабских государств, которые преследуют оборонительные цели.
3. В случае, если будут предприняты попытки в той или иной форме осудить позицию ОАР и решение Генерального Секретаря о выводе войск ООН с Ближнего Востока, Вам следует поддержать позицию ОАР и решение У Тана, аргументируя это тем, что ОАР как суверенное государство имеет безусловное право потребовать немедленного вывода войск ООН с ее территории в любое время.
4. Нельзя исключать того, что будут предприняты попытки внести в Совет Безопасности проекты резолюций, осуждавших в той или иной форме Сирию и ОАР или Сирию, ОАР и Израиль, ставя тем самым Израиль на одну доску с арабскими государствами. В этом случае Вам следует отклонять такого рода проекты резолюций.

В случае, если представители ОАР и Сирии выскажут пожелание, чтобы Советский Союз применил вето против таких проектов резолюций, Вам следует это сделать, чтобы не допустить решения, осуждающего арабские государства.
5. Вам необходимо совместно с представителями арабских стран поддерживать активные контакты с представителями всех государств в Совете Безопасности с тем, чтобы разоблачать перед ними агрессивную позицию Израиля и тех, кто его поддерживает, подчеркивая, что действия арабских государств предпринимаются в интересах обороны.
Вам следует также согласованно с представителями арабских стран поддерживать во всем этом вопросе тесный контакт с У Таном, когда он вернется в Нью-Йорк.
Необходимо занимать принципиальную и твердую позицию в вопросе провокационно-агрессивных действий Израиля, исходя из того, что накал обстановки и осложнение положения на Ближнем Востоке являются результатом империалистических происков, что народы не заинтересованы в развязывании военного конфликта в этом районе. Советский Союз осуждает эти происки и решительно поддерживает справедливую борьбу арабских государств, направленную на укрепление своей безопасности и на защиту своих неотъемлемых прав.
Само собой разумеется, Вам следует поддерживать самый тесный контакт с представителями социалистических стран, в частности с Болгарией, которая является членом Совета Безопасности, и согласовывать с ней все шаги.
Копии телеграммы направлены послам СССР в ОАР, Сирии и США.
А. Громыко (АВП РФ. Ф. 059. Оп. 56. П. 116. Д. 519. Л. 11-13.)

ТЕЛЕГРАММА ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СССР ПРИ ООН Н.Т. ФЕДОРЕНКО 5 июня 1967 г. Сов. секретно Вне очереди
Первое. Совет Безопасности был созван сегодня, 5 июня, в 9.30 утра по инициативе председателя Совета Безопасности Табора (Дания). Ни ОАР, ни Израиль не требовали созыва Совета. Они ограничились лишь тем, что в ночь с 4 на 5 июня информировали Табора о развитии событий на Ближнем Востоке.

Второе. Арабы, в том числе ОАР и Сирия, выступают за осуждение агрессивных действий Израиля с одновременным прекращением огня и отводом вооруженных сил на первоначальные позиции. Однако они согласны и с тем, чтобы в качестве первого шага были осуществлены прекращение огня и отвод войск. Арабы выступают против того, чтобы было принято решение лишь о прекращении огня.
Третье. Американцы решительно возражают против включения в решение Совета Безопасности положения об отводе войск на первоначальные позиции, настаивая лишь на прекращении огня.
Четвертое. Мы все свои действия координируем с представителями арабских стран и в случае постановки на голосование проектов резолюций будем действовать с учетом позиции арабов вплоть до применения вето.
Н. Федоренко (АВП РФ. Ф. 059. Оп. 56. П. 69. Д. 314. Л. 277—278.)
1 5.VI.67 г. т. Громыко дал указание сообщить, договорилось ли совпредставительство с представителями ОАР и Сирии действовать в соответствии с изложенным планом.

ЗАЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВУ ИЗРАИЛЯ Москва, 7 июня 1967 г.
Из разных источников поступают сообщения, что резолюция Совета Безопасности ООН о немедленном прекращении огня и всех военных действий не выполняется израильской стороной. Израиль грубо и демонстративно попирает это решение и продолжает войну против арабских государств.
Такая позиция правительства Израиля лишний раз подтверждает агрессивную сущность вашей политики, не считающейся с элементарными нормами международных отношений, открыто проявляющей неуважение к принципам и целям Устава Организации Объединенных Наций.
Советское правительство со всей определенностью предостерегало правительство Израиля против осуществления политики агрессии и авантюр. Однако израильские руководители не вняли голосу разума.
Если сейчас израильское правительство немедленно не выполнит общего требования государств о безотлагательном прекращении огня, которое выражено в резолюции Совета безопасности, Советский Союз пересмотрит свое отношение к Израилю и примет решение, касающееся дальнейшего поддержания дипломатических отношений с Израилем, который своими действиями противопоставляет себя всем миролюбивым государствам.
Само собой разумеется, Советское правительство рассмотрит и осуществит и другие необходимые меры, вытекающие из агрессивной политики Израиля. (АВП РФ. Ф. 089. Оп. 20. П. 32. Д. 1. Л. 23-24.)

СПРАВКА ОТДЕЛА СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА МИД СССР ПО ВОПРОСУ О ПРИЕМЕ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ИЗРАИЛЯ Л. ЭШКОЛА В МОСКВЕ 8 июня 1967 г. Секретно
В беседе с совпослом в Тель-Авиве, состоявшейся 27 мая с.г., премьер-министр Израиля Эшкол выразил просьбу нанести краткий визит в Москву и встретиться с руководителями Советского правительства для обсуждения положения на Ближнем Востоке.
28 мая было принято решение (№ П 43/15) о возможности удовлетворения просьбы Эшкола о визите в Москву в том случае, если против этого не будут возражать президент ОАР и сирийское руководство.
1 Заявление направлено через посольство Финляндии в СССР. На документе имеются пометы: «Тов. Семенову B.C. Прошу утвердить. 7/VL Щиборин А.Д.». «Утверждаю. В. Семенов».
28 мая посол СССР в Каире через маршала Амера запросил мнение президента ОАР по этому вопросу.
Насер ответил, что он считает соображения Советского правительства по поводу просьбы Эшкола о визите в Москву мудрыми и полностью разделяет их. По его словам, поскольку ОАР не собирается нападать на Израиль, переговоры Эшкола в Москве не могут нанести ей ущерба. Более того, как он добавил, после визита Эшкола в Москву Израиль будет вести себя более спокойно. Вместе с тем Насер предложил, чтобы после окончания визита израильского премьера египетская печать сообщила, что этот вопрос был предварительно согласован с правительством ОАР [...].
На аналогичное обращение Советского правительства премьер-министр Зуэйн, а также находившийся с визитом в Москве глава сирийского государства Атаси ответили негативно [...].
В связи с позицией, занятой в этом вопросе сирийцами, было решено положительного ответа на просьбу Эшкола о поездке в Москву не давать. 29 мая сирийское правительство было поставлено в известность, что мы не намерены принимать Эшкола без согласия Сирии и ОАР.
1 июня через посла в Каире Советское правительство известило Насера о том, что из-за резко отрицательной позиции сирийцев мы предложения премьер-министру Эшколу о приезде в Москву не делаем. Насер ответил, что, хотя он не разделяет чрезмерно жесткую линию сирийского руководства, должен, однако, согласиться, что визит Эшкола в СССР вызовет волну недовольства в арабских странах. Насер сказал, что, когда он ранее поддерживал соображения Советского правительства, для ОАР военный фактор был важнее, чем моральный, так как ОАР нужно было выиграть 3—4 дня. По его словам, визит Эшкола как бы давал гарантию, что в эти дни Израиль не предпримет агрессию. Теперь же, добавил Насер, положение изменилось и поэтому визит Эшкола в Москву уже не дал бы прямой выгоды для интересов ОАР [...].
7 июня, уже после развязывания агрессии, зам. генерального директора МИД Израиля в беседе с совпослом заявил, что Эшкол готов в любое время, гласно или негласно, выехать в Москву или принять в Тель-Авиве представителя Советского правительства для обмена мнениями и обсуждения всех вопросов, связанных с нынешним кризисом [...]. (АВП РФ. Ф. 089. Оп. 20. П. 40. Д. 6. Л. 9-10.)

ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.В. КУЗНЕЦОВА С ПОСЛОМ ИЗРАИЛЯ В СССР К. КАЦЕМ 10 июня 1967 г.
Принял Каца и вручил ему ноту следующего содержания: «Только что получено сообщение о том, что израильские войска, игнорируя решение Совета Безопасности о прекращении военных действий, продолжают эти действия, осуществляют захват сирийской территории и движутся в направлении Дамаска.
Советское правительство предупреждает правительство Израиля, что оно несет всю тяжесть ответственности за вероломство, за вопиющее нарушение решения Совета Безопасности.
Если Израиль не прекратит немедленно военных действий, Советский Союз совместно с другими миролюбивыми государствами примет в отношении Израиля санкции со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Советское правительство заявляет, что ввиду продолжения агрессии со стороны Израиля против арабских государств и грубого нарушения им решений Совета Безопасности Правительство Союза ССР приняло решение о разрыве дипломатических отношений Советского Союза с Израилем».
Кац сказал, что немедленно передаст ноту своему правительству.
На беседе присутствовали заведующий ОБВ МИД СССР т. Щиборин А.Д., 2-й секретарь Бюро переводов т. Вавилов A.M.
Заместитель министра иностранных дел СССР В. Кузнецов (АВП РФ. Ф. 089. Оп. 20. П. 32. Д. 2. Л. 7.)

НОТА МИД СССР ПОСОЛЬСТВУ ФИНЛЯНДИИ В СССР 13 июня 1967 г.
Министерство иностранных дел СССР свидетельствует свое уважение посольству Финляндии в Москве и по поручению Советского правительства просит его незамедлительно довести до сведения государства Израиль следующее:
«Согласно поступившим данным, Израиль продолжает захватнические действия в Сирии. Вечером и ночью 11 июня израильские войска оккупировали населенные пункты Рафид, Джавхадар, Джиср-Истабль.
Коренное арабское население изгоняется из Газы, Иерусалима и ряда других районов. На захваченных израильскими войсками территориях создается оккупационная администрация. Назначаются военные губернаторы городов и областей.
Судя по всему, применяется практика, к которой прибегали гитлеровские захватчики на территориях стран, ставших жертвами агрессии в годы второй мировой войны. У правительства Израиля не должно быть никаких заблуждений: за разбойничьи действия, которые совершает Израиль, ему придется расплачиваться сполна.
Продолжая проявлять презрение к решениям Совета Безопасности ООН о немедленном прекращении всех военных действий, правительство Израиля, видимо, решило испытать терпение миролюбивых государств. Но, поступая так, оно допускает роковой просчет. Израиль навлекает на себя всю тяжесть ответственности и возмездия за вероломство, за все совершенные им преступления против мира и интересов народов». АВП РФ. Ф. 089. Оп. 20. П. 32. Д. 1. Л. 24.

ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ ПОСЛА СССР В ЛИВАНЕ П.С. ДЕДУШКИНА С САУДОВСКИМ КОММЕРСАНТОМ И. ХАМИСОМ 14 июня 1967 г. Секретно
Принял шейха Хамиса, который вернулся только что из Эр-Риада. В ходе беседы он подробно рассказал о событиях в Саудовской Аравии во время военного конфликта и о реакции в стране на позицию Советского Союза.
Первое, что резко бросалось в глаза до войны и в ходе ее, это большая популярность Советского Союза и главы Советского правительства. В первый день военных действий в Эр-Риаде часто возникали стихийные шествия, многие повторяли «Косыгин — хорошо». Как только стали распространяться слухи о неудачах на фронтах и об англо-американском вмешательстве, можно было заметить всеобщее ожидание быстрых и решительных действий со стороны Советского Союза, которое позднее сменилось разочарованием. Такие же настроения, по словам Хамиса, высказывались и в окружении короля. На обеде, устроенном королем в самый тревожный период военных действий, Фейсал, зная деловые контакты Хамиса с советскими внешнеторговыми фирмами, прямо спросил его: «Где же твой советский друг? Почему Советский Союз молчит?» Позднее Хамис с глазу на глаз беседовал с королем о Советском Союзе. Фейсал прямо заявил ему, что разрыв дипломатических отношений с Израилем не даст большого эффекта. «Пусть лучше Советский Союз поставит Египту 200 самолетов». В ходе этой беседы Фейсал, по словам Хамиса, с живым интересом расспрашивал его о Советском Союзе и выражал сожаление, что в этот тяжелый для арабской нации момент он не имеет возможности связаться непосредственно с советским представителем. Король далее подчеркнул, что он больше, чем кто-либо другой в арабском мире, понимает и ценит Советский Союз, но обстоятельства сложились так, что между странами пока нет прямых связей. Однако это временное явление и его надо поправить.

Далее собеседник сообщил, что 3 июня король вернулся из Европы, а через день, т.е. уже после начала войны, в Эр-Риаде по случаю приезда Фейсала был организован многотысячный митинг. Весь народ ожидал, что Фейсал в своей речи, как минимум, заявит о прекращении подачи нефти государствам, поддерживающим израильскую агрессию, а также выскажется по вопросам межарабского единства. Однако король ни словом не обмолвился об этом. Тогда митинг стихийно перерос в большую народную демонстрацию. Вместо здравиц в честь короля народ скандировал два слова: «Насер» и «Петроль». Затем демонстранты направились вслед за королевским кортежем к резиденции Совета Министров, требуя перекрыть подачу нефти, по пути разрушили и дочиста разграбили американский и английский банки в Эр-Риаде. Аналогичные стихийные демонстрации происходили в Джидде, Дахране и восточных районах страны. Хамис подчеркнул, что такие волнения происходили впервые со времени вступления на престол короля Фейсала. И буквально на следующий день правительство, во избежание внутреннего взрыва, вынуждено было принять решение о прекращении экспорта нефти государствам, поддерживающим израильскую агрессию.
Вместе с тем следует отметить, что безраздельно господствующая в Саудовской Аравии западная пропаганда, сказал собеседник, попыталась воспользоваться неудачами на фронтах и начала всячески разжигать у народа чувства, враждебные Советскому Союзу. После решения Совета Безопасности о прекращении огня в крупнейшей саудовской газете «Аль-Биляд» появилась антисоветская карикатура «Арабский воин плюет на развевающийся над Кремлем советский флаг». При этом он заметил, что вся саудовская пресса (около двух десятков газет) полностью контролируется правительством, а по существу находится в руках американцев и англичан. Всю эту картину глумления над Советским Союзом было тяжело наблюдать. Последующие события помогли народу понять правду — увидеть, кто же истинный друг, а кто враг арабских народов. В целом подчеркнул собеседник, симпатии к Советскому Союзу среди населения Саудовской Аравии значительно укрепились. Этим надо пользоваться для завоевания новых позиций в этой отсталой стране.
На беседе присутствовал переводчик Посольства т. Аксененок А.Г.

Посол СССР в Ливане П. Дедушкин. АВП РФ. Ф. 0106. Оп. 26. П. 47. Д. 4. Л. 74-76.
Цитируется по книге: РОССИЯ. XX ВЕК, ДОКУМЕНТЫ: БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ КОНФЛИКТ 1957-1967 ИЗ ДОКУМЕНТОВ АРХИВА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, том 2
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments