jlm_taurus (jlm_taurus) wrote,
jlm_taurus
jlm_taurus

Categories:

Дополнение к мемуарам Кислюка Р.Д

(СССР -Сумма технологий) О Льве Яшине, Игоре Кио и запчастях

"...В минувшем году (2003) отмечалось 70-летие одного из первых отечественных олимпийских чемпионов по футболу знаменитого армейского вратаря ЦДСА 50-х годов Бориса Давидовича Разинского. Хоть и с некоторым опозданием, и с несколько неожиданной стороны, сегодня "СФ" тоже касается темы юбилея знаменитости. Поводом к этому послужило обращение в редакцию давнего поклонника футбола, коммерческого директора производственного лифтового центра "Титан" Марата Владимировича Богуславского, принесшего с собой любопытные письма из Москвы в тогдашний Куйбышев с просьбами принять участие в решении проблем олимпийского чемпионата Разинского. Письма подписаны Львом Яшиным и Игорем Кио.

– Марат Владимирович, каково происхождение этих любопытных документов эпохи 80-х, хранящихся ныне у вас?

Письма действительно представляют определенный исторический интерес хотя бы уже потому, что подписаны людьми известными и уважаемыми не только в бывшем СССР, но и во всем мире – знаменитым Львом Яшиным и не менее знаменитым иллюзионистом Игорем Кио. А сводятся они по сути к одной по нынешнем временам пустячной проблеме – приобретению автомобильных запчастей к вазовским "Жигулям". Да, да – то, что сейчас предлагается и рекламируется чуть ли не на каждом углу, 20 лет назад приходилось добывать при помощи писем, организованных в высоких московских инстанциях и подписанных людьми, из уважения к которым исполнителям трудно было дать отказывающую резолюцию.

– Как же письма попали к вам, ведь они адресованы неким Кислюку Р.Д. и Анатолию Ивановичу?

Рафаил Давидович Кислюк в свое время был одним из могущественнейших людей на ВАЗе. Он работал заместителем гендиректора объединения Автовазтехобслуживание, имевшего сеть автосервисных пунктов по всей стране, в том числе и в Москве. К слову, действовать мне приходилось через еще одного не менее могущественного начальника сбыта ВАЗа Якова Владимировича Леженина, ведавшего отпуском запчастей к "Жигулям".

Дело в том, что письма знаменитостей, не зарегистрированные никакими исходящими и входящими номерами, как это положено по делопроизводству, нельзя было направлять по официальной заводской переписке, и потому нужен был вхожий в высокие кабинеты посредник, которым и довелось стать мне. Я в ту пору работал замдиректора спецуправления Средневолжсклифтремонта и обеспечивал запчастями все входившие в наш состав предприятия, причем не только лифтовыми, но и автомобильными, а потому приходилось поддерживать отношения с вазовскими смежниками. С другой стороны, еще с детских лет был заядлым футбольным болельщиком и прекрасно помню первые матчи "Крыльев Советов" на "Локомотиве", когда они вышли в высшую лигу в 1946 году. Тогда толпы желающих попасть на игру сдерживала лишь конная милиция, а мы, 9-10-летние мальчишки, ничего не боясь, ныряли под брюхом у лошадей, стремясь попасть поближе к воротам стадиона и кассам.

Зная об этой моей болельщицкой страсти, московские руководители нашего лифтового хозяйства – Пилевский, директор Всесоюзного объединения ЦПКБ по лифтам и его заместитель – главный инженер Михаил Бродский, которые оба были завзятыми болельщиками ЦСКА и знали лично многих армейских футболистов, в том числе и Бориса Разинского, и организовали через меня покупку и доставку в Москву нового кузова для "копейки" олимпийского чемпиона, поскольку старый кузов у его машины совершенно сгнил. Конечно, кузов покупался и устанавливался на машину Разинского в московском автоцентре за деньги самого Разинского, но в том и была специфика эпохи всеобщего дефицита, что даже имея на руках средства, не так-то просто было что-то на них приобрести. Вот и приходилось писать ходатайства. Ну а какой же уважающий себя мужчина ответит отказом на просьбу, подписанную самим Львом Яшиным, который к тому же стал в 1983 году начальником сборной СССР и просил за своего коллегу-вратаря от имени "всех сборных" страны? Кузов даже довезли до Москвы заводским автотрейлером, доставлявшим в столицу партию новых машин.

– А как же знаменитый советский принцип "ты мне – я тебе"?

Немного позднее Яков Леженин обратился ко мне с просьбой установить на одной из строящихся баз отдыха вне очереди два новых лифта. И хотя находилась эта база на Волге, пришлось изыскивать возможности и идти смежникам навстречу. Таковы были правила. Кстати, и сам олимпийский чемпион не ушел тогда от "расплаты". Покупку, как водится, мы по маленькой обмыли, но главное – Борис Разинский приехал в Тольятти на открытие популярнейшего в 80-е годы футбольного турнира "Зимний мяч Автограда" и был его почетным гостем. Как, кстати, и неоднократно приезжавший на такие турниры и сам Лев Яшин.

– Ну а что за история получилась с письмом всемирно известного иллюзиониста Игоря Кио?

Здесь все гораздо проще. Игорь Эмильевич прибыл тогда вместе со своей труппой на гастроли в Куйбышев и выступал в цирке. Хотя уже и шел 1985 год, и началась перестройка, дефицит товаров по-прежнему был ощутим. В Москве автозапчасти купить было трудно и дорого. У нас это стоило гораздо дешевле. Поэтому по снабженческой линии вновь было запущено письмо за подписью артиста, по которому отоварилась чуть ли не вся его труппа, даже женщины, которых Кио "распиливал". А вот проблемой Бориса Разинского, не входившего в артистическую труппу, вновь пришлось заниматься мне. Выписал запчасти в Тольятти и привез их в спецавтоцентр на Алма-Атинской. Помню, что многие тогда брали и везли в Москву колен и распредвалы. Благо, что у труппы были свои грузовые фуры. Купил даже Кио, хотя он ездил не на "Жигулях", а на престижной черной "Волге". Ведь женат-то он был на Галине Брежневой, дочери генерального секретаря ЦК КПСС. А бывший вратарь сборной СССР и олимпийский чемпион 1956 года Борис Разинский работал тогда в Москве простым таксистом, и все что мы сделали для него здесь в Самаре, сделано было из чувства глубокой благодарности за его игру, игру настоящего мастера, которую болельщики всегда ценят, в какой бы команде он не играл, и за какую бы ты ни болел.

– Статистики вычислили, что Борис Разинский стал первым олимпийским чемпионом, с которым пришлось встретиться на поле футболистам "Крыльев Советов". Было это 6 апреля 1957 года в первой игре нового чемпионата, ведь Олимпиада-56 в Австралии проводилась в декабре.

Тем почетнее это для "Крыльев". А Борис, каким я его знаю, никогда своими заслугами не кичился. Позже, когда я приезжал по делам службы в Москву, он меня неоднократно встречал на вокзале на своем такси, подвозил до гостиницы, благодарил. И сейчас у нас с ним сохраняются приятельские отношения и остаются самые теплые воспоминания."
Владимир Внуков
"Самарский Футбол"
16 февраля 2004 года.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments